Коляда – моляда

Действующие лица: - Хозяйка; - Колядовщики (10 человек); - Хозяин; - Поводырь; - Мальчик; - Механоска; - Медведь; - Ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы! И вы, красны девицы, здравствуйте! Я рада принимать вас в этом уютном зале. Мы собрались на посиделки.
В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все необходимое и приготовившись к встречи весны, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до Крещения, а самым интересным было колядование или колядки.
Дети обычно колядовали днем, а взрослые – молодежь и старики вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось “ряженьем”, или “окручиванием”.
Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным участником колядок были медведь с поводырем и мехоноска со специальным мешком, который назывался “мех”.



Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные песенки.
А хозяева угощали гостей пирогами, колядками – специально испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.
Все, чем угощали хозяева, складывалось в “мех” к мехоноске, а после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: “кол-ада”- круговая еда.
Когда “мех”- мешок становился полным, мехоноска говорил: “Хватить колядовать!”. Тогда в последней избе устраивали посиделки. Что это такое?
Посиделки - это отдых, веселье, где загадывали загадки, пели частушки, рассказывали потешки и небылицы, танцевали.
Сегодня у меня есть помощники – колядовщики.
Они помогут узнать, как проходили колядки.

Вот и матушка зима пришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли святки!
Пришла коляда!

Колядовщик 1: Коляда – моляда,. Зашла в новы ворота!
Колядовщик 2: А за ней и мороз. Через тын перерос!
Колядовщик 3: Принес он холод. Так что дед Архип стал молод!
Колядовщик 4: Мороз не велик. Да стоять не велит!
Колядовщик 5: Не велит мороз стоять. Нам пора колядовать!

(Колядовщики идут взявшись за руки, змейкой и поют)
Коляда-моляда. Прикатила молода.
Мы нашли коляду. Во Ивановом двору!
Эй, дядька Иван. Выноси добро во двор!
Как на улице мороз. Подмораживает нос.
Не велит долго стоять. Велит скоро подавать.
Или тепленький пирог. Или маслице, творог.
Или денежку копьем. Или рубль серебром!

Хозяин:
Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Красному гостю – красное место!

(колядовщики входят в избу)

Хозяйка:
Вот вам угощенье – пироги да печенье.
Пряники, конфетки. Покушайте детки!

(колядовщики складывают угощенье в “мех”)

Колядовщик 6:
Мы малешеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять, хозяев величать.

Колядовщик 7: Иван – господин. Светлый месяц!
Колядовщик 8: Красное солнышко – его Варварушка!
Колядовщик 9: Частые звездочки – его детушки!
Колядовщик 10: Иван Иванычу – Житья 100 лет!
Колядовщик 1: Его жонушке всегда здравница.

Колядовщик 2:
И всем его деточкам:
Сыновья, дочерям – барышням!

Все: Житья вам всем лет до 200!

Мехоноска:
Ну, хватит ребятушки!
Полный мешок наколядовали!

Хозяйка:
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, будим петь да плясать!

(Все рассаживаются выходят поводырь с медведем)

Поводырь: Мишенька, покажи нам, как бабы ходят по воду.

(Медведь берет коромысло с ведрами, идет зачерпывает воду, несет, падает).

Поводырь: Мишенька, как девушки на гулянку собираются?

(Медведь берет зерколо, помаду, красит губы. Берется за юбочку кружится).

Поводырь: Мишенька, как ребятишки воруют чужой горох?

(Медведь ест оглядываясь, гладит живот).

Поводырь: А как, Мишенька? животы у них болят?

(Медведь охает, схватившись за живот).

Поводырь: Молодец Мишенька, вот тебе пряник!
Хозяйка: А не загаднуть ли вам?
Колядовщик 4: Загаднуть, загаднуть!

Хозяйка:
Вырос лес, белый весь.
Пешков него не войти.
На коне не въехать.

Дети: Морозный узор.

Хозяйка:
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять ни велит.

Дети: Мороз.

Хозяйка:
Мать толста, дочь красна.
Сын под небеса уходит и не приходит.

Дети: Печь, огонь, дым.

Хозяйка:
Туда – сюда снует. Что в зубы возьмет.
Две части разжует.

Дети: Пила.

Хозяйка: Частый, зубастый. Вцепился в чуб вихрястый.

Дети: Гребень.

Хозяйка:
У тетушки Фелицы. Есть четыре сестрицы:
Из них – то две – то хвалятся: “Мы делать горазды!
А другие две хвалятся: “Мы ходит горазды

Дети: Руки и ноги.

Хозяйка:
Небылицы в лицах. Сидят в светлицах.
Щелкают орешки. Да говорят насмешки.

(дети читают небылицы)

Мальчик:
Что с ногами; не пойму: Вправо – влево носятся
Нестоят они на месте, Так в кадриль и просятся!

(дети танцуют)

Хозяйка: А кто горазд потешками нас развеселить?

(дети разыгрывают сценки)

Тит, а, Тит, пойдем молотить?
Спина болит!
Тит, пойдем мед пить?
Дай скорее шапку схватить!

Фома! У тебя в избе тепло?
Тепло! На печи в шубе терпеть можно!

Где ты, брат Иван?
В горнице!
Что делаешь?
Петру помогаю!
А Петр, что делает?
На печи лежит!!!

Хозяйка: А не засиделись ли вы, добры молодцы, и вы, красны девицы? Не хотите ли вы поиграть, вашу удаль показать?

Дети играют в уголки.

Четыре человека стоят по углам квадрата, пятый – “мышка” - в центре. После окончания речетива четверо должны поменяться местами, а “мышка” в это время должна занять свободный угол. Тот, кому не хватило угла, становится “мышкой”. Затем игра продолжается.

- Мышка, мышка! Подай уголок
За шильце, за мыльце,
За белое белильце. За зеркальце!

Мышка, мышка дай ключи!
Поди вон и постучи!
Из угла и в угол. Друг за другом вон!

После этой игры дети принимают участие в играх “Перетягивание каната”, “Метание снежков в обруч”.

Хозяйка: Эй, парнишки и девчушки! Не споете ли нам частушки!

Дети поют частушки.

Хорошо колядка пелась. Милые подружки!
Только, что за посиделки. Без нашей частушки?

Милому рубашку шила. Да смотрела не туда:
Вместо ворота пришила. Оба вместе ворота.

Ой, маманя, на перечь! На печи не устеречь!
Всю трубу разворочу! На гулянку ускачу!

Все пришли, все пришли. Все по лавкам сели!
Твоего милого нет, наверно, волки съели!

Я пойду с гармошечкой. Под твое окошечко.
Погляди гармошечка. Откроется ли окошечко?

Эй, топни нога. Топни правенькая!
Все равно ребята любят. Хоть и маленькая!

По деревне – то пойдешь. Все березы – веточки.
Наши пермские ребята. Ниже табуреточки.

Дай Бог снежку. Гладеньку дорожку!
Неудача чтоб ушла. От моего окошечка!

Я узоры пришивала. Громко песни распевала.
А теперь пойду домой. Не хотите ли со мной?

Мы спели, как сумели. И сыграли, как смогли.
Ждите нас на той недели. А теперь домой пошли!

Колядовщик 4:
Всем людям добрым
Желаем добра.
Злата и серебра.

Колядовщик 5:
Пышных пирогов.
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья.
Маслица коровья!

Все колядовщики поют коляду:

Счастье будит вам горой!
Урожая – воз большой!
Уродилась у вас пшеничка.
И горох и чечевичка!
Кому песни споем, тому сбудется,
Тамму сбудется, не минуется!
Дарят друг другу подарки.

Хозяйка:
А вот вам на память печенье.
Примите от нас угощенье.

Дети получают печенье колядки. Продолженье праздника, чаепитие.

Ещё с сайта

  • Святая ночь

    Сценарий детского праздника, посвященного Рождеству Христову

    Действующие лица:
    1-й пастух.
    2-й пастух.
    3-й пастух.
    Ангел.
    Бабушка.
    Внук Анатолий.
    Внучка Аня.
    Внучка Лена.

    На сцене стоит нарядно украшенная рождественская елка. Рядом с ней стол, за столом бабушка с внуками, они пьют чай и беседуют. Играет негромкая музыка.

    Бабушка. Дорогие мои! Сегодняшний вечер особенный! Его называют Рождественским сочельником, или навечерием Рождества Христова.
    Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда "ликуют ангелы на небесах и радуются люди".
    В 5508 году от сотворения мира от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос!
    Первыми из людей на земле об этом узнали пастухи, пасшие стада недалеко от города Вифлеема.
  • Покров Божией Матери

    Выступление детского хора монастыря.
    Тропарь праздника.

    Ведущий
    Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников.

    Ребенок чтец
    По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
    На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
    И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
    Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
    Он от скорбей и бед защитит.
    (Стихотворение читается на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь».)
  • Масленица

    Спортивный праздник
    Инвентарь: Кегли, обручи, ленты, канат.

    Скоморохи:
    Собирайся, народ!
    Весна красная идет!
    Надо зимушку спровадить,
    Дружно Масленицу сладить.
    Собирайся, народ!
    Неделя маслена идет!
    Собирайся, стар и млад,
    Выходите из палат.
    Наступает день второй,
    Весь наполненный игрой!
    День потех и угощенья,
    Смеха, песен и веселья!
    Подходи, торопись,
    Вместе с нами веселись!
  • Здравствуй, масленица

    Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, свободно рассаживаются возле импровизированной «сцены». Выходят скоморохи (взрослые) Тюха и Матюха.
    Тюха.
    Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!
    Матюха.
    Здравствуйте, гости и гостюшки!
    Тюха.
    Подходите ближе, подходите
    И глаза свои протрите.
    Матюха.
    Мы развеселые потешники,
    Известные скоморохи и насмешники.

  • Пасха

    Подготовка праздника.
    Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи.

    Оформление зала.
    Класс (зал) празднично украшается шарами, распустившимися веточками деревьев, весенними цветами.

    Звучит запись колокольного звона. Дети и приглашенные рассаживаются по местам.
  • Праздник Пасхи

    Первый чтец
    О Ты, пространством бесконечный,
    Живый в движеньи вещества,
    Теченьем времени превечный,
    Без лиц, в Трех Лицах Божества!
    Дух, всюду сущий и единый,
    Кому нет места и причины,
    Кого никто постичь не мог,
    Кто все Собою наполняет,
    Объемлет, зиждет, сохраняет,
    Кого мы называем – Бог!

  • Светлое Христово воскресение

    Подготовка.
    Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток.

    Оформление зала.
    Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
  • Дорога к храму

    Звучит хор воскресной школы

    Ведущий
    Замечателен игумен Псково-Печерской обители в истории Псковской земли, строитель Божиих храмов и душ человеческих.

    Демонстрирует слайды «Житие Корнилия». Музыкальный фон – церковные песнопения.

    Ведущий
    Имя преподобного Корнилия, игумена монастыря, строгого подвижника и просвещенного человека, в то время было широко известно на Руси. Многие люди приезжали к нему для умной беседы, для духовного поучения. Интерес его к родной старине, желание сохранить для потомков «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» – все это способствовало тому, что игумен Корнилий написал летопись Псково-Печерской обители. Господь так благословил его труды, что слава Божия перешла в века, а память о преподобном осталась в сердцах человеческих.
    Строителю Псково-Печерской обители, игумену Корнилию, претерпевшему лютую казнь от руки Ивана Грозного, посвящено проникновенное стихотворение насельника монастыря схиигумена Саввы. Послушайте, его прочитает ученица школы № ...

  • Рождественское путешествие

    Для учащихся 4—6-х классов

    Действующие лица:
    Ведущие – мальчик и девочка
    В путешествии принимают участие 30 детей, одетых в костюмы народов мира: Латинской Америки, Африки, Востока, Англии, России.

    Звучит музыка "Дети пяти континентов". Выходят ведущие — мальчик и девочка.

  • Колядки матушки-зимы

    По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

    Ведущая.
    Вот и матушка-зима пришла.
    Растворяй-ка ворота!
    Пришла и коляда, да из Новгорода.

    Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30