Никола Зимний

занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп

В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним — интерьер крестьянской избы. Входит ведущая — воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.

Ведущая.
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу — 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.
Почему дети радуются снегу?
Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
Какую работу выполняли женщины?
Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.

Ведущая.
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски
и игра в горелки.
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Входят дети с угощением.
Дети. В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками.
Ведущая.
Проходите, гости дорогие, проходите.
Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.
(Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.
А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот — приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Хозяин весел — и гости радостны.
Гость доволен — и хозяин рад.
Гостю щей не жалей, погуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что ни есть в печи, все на стол мечи!
Много гостей — много и новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живет.
С миру по нитке — голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.
Ведущая.
Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».
А сейчас, мальчишки,
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей.

Мальчики повязывают платочки.

Мальчики.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Хором.
Ой, бяда, бяда, бяда,
В огороде лебяда,
Черемуха белая,
Что любовь наделала.
Мальчики. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
Я нашел себе невесту,
Говорят, богатая.
Две подружки у нее
И коза рогатая.
Я вам, дедушка Иван,
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Громко дедушку ругает.
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Я иду, иду, иду,
Собаки лают на пруду.
Какого шута лаете?
Ведь вы меня не знаете.
Ведущая.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Девочки.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Хором.
Здорово, здорово
У ворот Егорова,
А у наших у ворот
Все идет наоборот.

Не ругай меня, мамаша,
За помаду и духи,
Ведь не ты же покупала,
Покупали женихи.

Я качалась на качели,
Потеряла брошку,
Не ругай меня, мамаша,
Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я, как картинка.

Ярославские ребята
Невелики — удалы.
Нашу курочку рябую
На веревочке вели.

Не ругай меня, мамаша,
Что я простудилася.
Я у Коли в коридоре
Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула, он упал.

Я девчонка боевая
И нигде не пропаду.
С самолета упаду,
Отряхнуся и пойду.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущая.
Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Звучит фонограмма.

Ведущая.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма.

Ведущая.
Россия, Россия, края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».

Ведущая.
А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».
Дома ли воробей?
Дома, кумушка.
Что же он делает?
Болен лежит. Болят, болят пяточки.
Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.
Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!
Дома ли воробей?
Дома, кумушка.
Что же он делает?
Болен лежит. Болят, болят плечики.
Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.
Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

Ведущая.
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Еще пуще разговор.
Гуси — в гусли, утки — в дудки,
Тараканы — в барабаны,
Чечетки — в трещотки,
Чайки — в балалайки,
Кукушки — в колотушки,
А веселые скворцы заиграли в бубенцы.
Играют, играют, всех потешают.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Где ты был?
Филя.
У матушки.
Уля.
Что мать, гостинцев прислала?
Филя.
Мать прислала оладушек!
Уля.
А где же они?
Филя.
Я их под лавку положил!
Уля.
Экий ты, Филя, чудак!
Филя.
А ты бы, Уля, как?
Уля.
Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала сарафан.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в печку положил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в шкаф повесила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала барана.
Уля.
А где же он?
Филя.
Я его в шкаф повесил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.
Филя.

Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала Настюшку.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак.
Филя.
А ты бы как?
Уля.
Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
Филя.
Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля.
Здравствуй, Филя!
Филя.
Здравствуй, Уля!
Уля.
Что мать прислала?
Филя.
Мать прислала свинью.
Уля.
А где же она?
Филя.
Я ее за стол посадил да чаем напоил.
Уля.
Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

Ведущая.
Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.
Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить — не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, все на стол мечи».

Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.

Ведущая.
У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.

Игра «Колечко, колечко».
Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) — колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:
Колечко, колечко, катись на крылечко,
Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.
Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уж гадали,
Мы давно перстень искали
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:
Покатилось колечко с красного крылечка
По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.
Найди золотое колечко!
Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

Ещё с сайта

  • Святая ночь

    Сценарий детского праздника, посвященного Рождеству Христову

    Действующие лица:
    1-й пастух.
    2-й пастух.
    3-й пастух.
    Ангел.
    Бабушка.
    Внук Анатолий.
    Внучка Аня.
    Внучка Лена.

    На сцене стоит нарядно украшенная рождественская елка. Рядом с ней стол, за столом бабушка с внуками, они пьют чай и беседуют. Играет негромкая музыка.

    Бабушка. Дорогие мои! Сегодняшний вечер особенный! Его называют Рождественским сочельником, или навечерием Рождества Христова.
    Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда "ликуют ангелы на небесах и радуются люди".
    В 5508 году от сотворения мира от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос!
    Первыми из людей на земле об этом узнали пастухи, пасшие стада недалеко от города Вифлеема.
  • Покров Божией Матери

    Выступление детского хора монастыря.
    Тропарь праздника.

    Ведущий
    Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников.

    Ребенок чтец
    По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
    На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
    И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
    Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
    Он от скорбей и бед защитит.
    (Стихотворение читается на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь».)
  • Масленица

    Спортивный праздник
    Инвентарь: Кегли, обручи, ленты, канат.

    Скоморохи:
    Собирайся, народ!
    Весна красная идет!
    Надо зимушку спровадить,
    Дружно Масленицу сладить.
    Собирайся, народ!
    Неделя маслена идет!
    Собирайся, стар и млад,
    Выходите из палат.
    Наступает день второй,
    Весь наполненный игрой!
    День потех и угощенья,
    Смеха, песен и веселья!
    Подходи, торопись,
    Вместе с нами веселись!
  • Здравствуй, масленица

    Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, свободно рассаживаются возле импровизированной «сцены». Выходят скоморохи (взрослые) Тюха и Матюха.
    Тюха.
    Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!
    Матюха.
    Здравствуйте, гости и гостюшки!
    Тюха.
    Подходите ближе, подходите
    И глаза свои протрите.
    Матюха.
    Мы развеселые потешники,
    Известные скоморохи и насмешники.

  • Пасха

    Подготовка праздника.
    Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи.

    Оформление зала.
    Класс (зал) празднично украшается шарами, распустившимися веточками деревьев, весенними цветами.

    Звучит запись колокольного звона. Дети и приглашенные рассаживаются по местам.
  • Праздник Пасхи

    Первый чтец
    О Ты, пространством бесконечный,
    Живый в движеньи вещества,
    Теченьем времени превечный,
    Без лиц, в Трех Лицах Божества!
    Дух, всюду сущий и единый,
    Кому нет места и причины,
    Кого никто постичь не мог,
    Кто все Собою наполняет,
    Объемлет, зиждет, сохраняет,
    Кого мы называем – Бог!

  • Светлое Христово воскресение

    Подготовка.
    Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток.

    Оформление зала.
    Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
  • Дорога к храму

    Звучит хор воскресной школы

    Ведущий
    Замечателен игумен Псково-Печерской обители в истории Псковской земли, строитель Божиих храмов и душ человеческих.

    Демонстрирует слайды «Житие Корнилия». Музыкальный фон – церковные песнопения.

    Ведущий
    Имя преподобного Корнилия, игумена монастыря, строгого подвижника и просвещенного человека, в то время было широко известно на Руси. Многие люди приезжали к нему для умной беседы, для духовного поучения. Интерес его к родной старине, желание сохранить для потомков «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» – все это способствовало тому, что игумен Корнилий написал летопись Псково-Печерской обители. Господь так благословил его труды, что слава Божия перешла в века, а память о преподобном осталась в сердцах человеческих.
    Строителю Псково-Печерской обители, игумену Корнилию, претерпевшему лютую казнь от руки Ивана Грозного, посвящено проникновенное стихотворение насельника монастыря схиигумена Саввы. Послушайте, его прочитает ученица школы № ...

  • Рождественское путешествие

    Для учащихся 4—6-х классов

    Действующие лица:
    Ведущие – мальчик и девочка
    В путешествии принимают участие 30 детей, одетых в костюмы народов мира: Латинской Америки, Африки, Востока, Англии, России.

    Звучит музыка "Дети пяти континентов". Выходят ведущие — мальчик и девочка.

  • Колядки матушки-зимы

    По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

    Ведущая.
    Вот и матушка-зима пришла.
    Растворяй-ка ворота!
    Пришла и коляда, да из Новгорода.

    Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30