Рождественский праздник для взрослых

Этот сценарий целесообразно проводить на улице, возле наряженной елки.

Действующие лица:
Непоседушки, ряженые — Старик, Старуха, Дочка, Лешие, Бабки-ежки.

Ведущий.
Сею-вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю
Малых детушек!
Малолетушек!
И девиц-молодиц!
И женатых, холостых!
И хозяев, и хозяек!
Мужичков-весельчаков!
Мы пришли прославлять, людей величать!
На Новый год, на Христово Рождество
Жития сто лет! Всегда здравица!
Жития сто лет!
Всегда здра-а-ви-и-ца-а-а!
Ведущий.
На Рождество добрая погода — к урожайному году! Высветлило Рождество, снегу намело, да и народ постарался, на гулянье собрался!

Нечистая сила (исполняют два человека).
А коробейники гостями предовольны, сейчас торги начнут.
1-й.
Кому пряник, кому кнут!
2-й.
Налетай, подешевело — кому копейка, кому пять, с кого и шубу можно снять!
Ведущий.
Шути, да меру знай! Ну-ка, веником им поддай!

Кто-нибудь из хора гонит Нечистых веником по сцене. Те прячутся за коробейников, увертываются, визжат, пищат, кричат: «Ой-ой-ой! Это мое любимое место! А это самое больное! Не буду, вот стать мне ангелом, не буду!»

Ведущий.
Коробейники — люди угадливые! Чем торговать да цену называть, лучше по народу пройтись да товар лицом показать!

Представляет коробейников с их товаром. Нечистая сила выглядывает из толпы и передразнивает Ведущего.

1-й.
Ага, ага! Пышки-коврижки из еловой шишки!
2-й.
А… это… (показывает на поднос) вроде как с медом… (облизывается, но делает назло) из гознаковских отходов! Да шутю… шутю! Дай-ка, веничком дорожку разметю, то есть размету.

Звучит веселая музыка. Нечистая сила старается, подметает сцену перед коробейниками. Коробейники с товарами идут прямо в народ, рекламируя свой товар. Можно предварительно объявить конкурс на лучшую рекламу.

Ведущий.
Мороз не велик, да стоять не велит! Да и зимний денек — воробьиный скок! Ряженые-напомаженные! Выходи на помощь мне! С народом попляшите, что делать покажите! Народ простой, даром не стой, для сугреву толчись, ногами топчись! А кто даром стоит, того веничком — хлысь!

Ведущий вместе с ряжеными, среди которых и тетушка Арина, она в дальнейшем выступает роли Ведущей, показывает движения песни-забавы на сцене, а зрители в зале повторяют, затем песня-забава переходит в веселую пляску.

Ведущий.
Как у тетушки Арины располным-полно детей: С та-а-кими глазами! Показывает. Зрители повторяют) С та-а-кими бровями! С такими носами! С такими ушами! С такими губами! С такими плечами! С такими руками! С такими ногами! С та-а-кими… и т. д. (насколько хватит фантазии ведущего). Они не пили и не ели, разом делали — вот так. Все на тетушку глядели, разом делали вот так!

Ряженые делают «ласточку», подпрыгивают, хлопают, стоят на одной ноге и т. д., пока вся забава не перерастает в общую пляску.

Непоседушки (исполняют три человека; выкрикивают закличку).
Уж и чей это дом? Уж и чей это терем? Ты позволь, позволь, хозяйка, по двору пройтись, да тут беседушка идет, песни, пляски ведет! Отпирай, отпирай все окованы концы! Оделяй, оделяй нас, певцов-молодцов! Хоть по денежке, по копеечке, хоть на пляску молодца, хоть по скляночке винца!
Ведущий.
Заходите, заходите! Спойте, скажите! А там и поглядим, чем одарим!

Непоседушки исполняют 2—3 веселые зимние песни. Ведущий обносит их пряниками, баранками, подносит рюмочку. За время предыдущей забавы «У тетушки Арины» и выступления Непоседушек, Нечистая сила присматривается к зрителям, приглашает участников следующих конкурсов или же использует свое «право веника», то есть могут и веником… нажарить!

Ведущий.
Ой-ой-ой! Гляньте, люди! Вот так чудо!

На сцене появляется кокетливая Коза — традиционный рождественский персонаж. Она может быть с Козлятами — ряжеными ребятишками, которые славят, выкрикивают рождественскую колядку, славильную песню.

Коза.
Мы малешеньки ребятешеньки! Мы пришли прославлять, хозяйку величать! При дорожке жила, калачи пекла? Продаете аль подаете? Вы напоите нас медком! Мы вам песенку споем!

Под музыку пляшут, прыгают по сцене.

Ведущий.
Проходите, проходите, угощайтесь да за дело принимайтесь. Люди ждут, когда гадание начнут!
Коза.
Здесь? Гадать? И правду сказать?
Ведущий.
Разве ж в Рождество гадание не взаправду? Всю истинную правду! Бери вот эту ложку да кидай в лукошко, как ложечка падет, та судьба и выпадет. Кидай да приговаривай: «Сито, сито, решето — вправду сказано!»

Нечистая сила в зрительских рядах подает ложку то одному, то другому желающему испытать свою судьбу. Они кидают ложку в лукошко или в решето, которые на сцене держат тетушка Арина и Коза. Лукошко можно подвесить на тесемки, тогда задача становится труднее. Лукошко качается, и ложка не всегда попадает в цель. Но можно и подыгрывать, специально подставляя решето для ложки.

Ведущий (комментирует игру со зрителями).
Гляди: пала ложка кверху горбом — сидеть тебе нонче за богатым столом (или: быть тебе битым батогом).
Упала ложка ко мне ручкой — ждет тебя большая получка (или взбучка).
Гляди, Коза, на пол упала ложечка — этот жених хитрый немножечко!
А у этого ложка упала плашмя — ох, и ходок! Гоняется за двумя!

В этом гадании участие принимают только мужчины, то есть, по рождественским поверьям, высматриваются потенциальные женихи. В момент игры Нечистая сила приглашает играющих на сцену, чтобы выявить самых удачливых и ловких. Пока они проходят на сцену, любительский ансамбль исполняет танец. После аплодисментов зрителей на сцене вновь появляется Ведущий с игроками.

Ведущий.
Как у наших молодцов дорогие ворота, золотая голова, золотой усок, по рублю волосок! Коли выиграешь в забаве — угощу я вас на славу! А не выиграешь сейчас — есть забавы про запас!

С претендентами проводится игра-соревнование «Жошка». Каждый из играющих по очереди подкидывает внутренней стороной ступни кусочек меха с нашитой на него свинцовой бляшкой. Ведущий вместе со зрителями считает, сколько раз подкинет «жошку» каждый игрок, и выявляет победителя. Его угощают пирогом или вручают ему мешочек печенья из фигурок зверей — «козюльки»). Желательно, чтоб играющих было человек семь — счастливая цифра. После того как выявлен победитель, к оставшимся шести человекам приглашаются их девушки, невесты, жены.

Ведущий.
Про ваших суженых правду узнаем? Погадаем?

На сцену выносят 13 поленьев. Они могут быть сложены горкой, кучкой, костром — как угодно, чтобы отсчет можно было начинать с любой стороны. Каждое полено имеет свое гадание-предназначение: «Хитрый, бравый, удалой, боевой, вдовец, холостец, молодец, умный, рыжий, бесстыжий, ходок, непьющий, красавчик». Тетушка Арина предлагает девушкам назвать любую цифру до 13 и отсчитать, а потом отыскать по счету в горке полено. Тетушка Арина сопровождает это действие приговорами: «Балясы считай — судьбу угадай! Балясы не соврут — сама кого хошь обманешь! Балясина-орясина, а все знает, кто ее угадает!» и т. д. Гадание заканчивается. Звучит веселая музыка. Дрова быстро убирают в сторону. А на сцене вокруг играющих танцует веселый хоровод ряженых, в том числе и Коза с Козлятами. Они пляшут вместе с теми, кто только что гадал, кружатся под руку, притоптывают. Тетушка Арина приглашает поплясать и зрителей.

Ведущий.
А вот как я умею славильные песни петь! Никто так не сумеет! (Запевает).

Кто-нибудь из присутствующих тоже может спеть славильные песни или колядки. Если таковых не окажется, в действие вступают Козлята — ряженые ребята и Непоседушки, они наперебой выкрикивают свои заклички.

Коза с Козлятами.
Мы малешеньки ребятешеньки,
Мы пришли прославлять, людей величать!
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле копнами,
На столе пирогами!
Слава, слава, хозяюшке! (Кланяются).
Непоседушки.
У добрых хозяев родись рожь густа,
Колоском хороша, соломкой пуста!
Дак дай еще Бог полтораста коров,
Девяносто быков!
Кто подаст пирога — тому здравие!
(Повторяют по очереди еще раз — кто громче).

Ведущий.
Хорошо, хорошо славите, громко да звонко! А поете-то как? А пляшете?

Непоседушки исполняют 2—3 веселые песни, если имеется свой танцевальный коллектив, то можно показать свой танец.

Ведущая.
Угощайтесь, не стесняйтесь, заслужили, получайте! (На подносе — печенье, пряники, бублики, а для гармониста — рюмочка).
Ведущий (зрителям).
Вас, поди, завидки берут? А это все колядовщичкам подают! Все ли в Рождество погадали? Что, не все успели? Понимаю. Да погадаем еще, погадаем! Поясок вот беру, да на него наговорю, а вы за мной повторяйте: «Пояс, пояс, покажи мне поезд на успех ли, на удачу, на богатство или когда с милым повидаться!» Повторили? Запомнили? А теперь бери бляшку и кидай через мой поясок на эти цифирки, вот там и поглядим, что выпадет!

Помощники — Нечистая сила, Коза — спускаются к зрителям, дают в руки желающим те же самые «жошки»-бляшки, зрители вместе с Ведущим проговаривают слова наговора, затем играющий бросает бляшку на сцену, где лежит коврик с цифрами, а Ведущий сообщает, что за судьба стоит за этим числом. В это же время Нечистая сила вновь набирает кандидатов на следующую игру-соревнование. А можно их проводить с теми же, кто остался после первых игр. После пляски на сцене их можно вновь пригласить, дав немного отдохнуть. На сцене уже устроен «колодец» из тех же самых поленьев, можно добавить несколько кругляков. В «колодце» лежат ключи или даже связка ключей, но желательно большого размера. Звучит музыка, играющие парами танцуют вокруг «колодца». Музыка внезапно прерывается, и девушки с парнями бросаются к «колодцу» за ключами. Но… кто-то из них в спешке непременно столкнет «сруб». Эта девушка вместе с парнем пока выбывает из игры, но не уходят со сцены. Когда остается только три-две девушки, выступает Ведущий.

Ведущий.
А теперь, мои милые, наговор надобно сказать, а потом и ключи взять. «Суженый, ряженый, приглаженный, ко мне приходи, колодец отопри!» И только после этого брать ключи из «колодца». Понятно ли? Девушки повторяют все, что им говорит тетушка Арина, затем бросаются к «колодцу», и одна из них становится обладательницей ключей. Ей вручают рождественский сувенир, остальные же участницы угощаются рождественскими лакомствами. Звучит веселая, задорная музыка, и прямо из зрительских рядов идет Цыган, он ведет на веревке «Медведя». Нечистая сила расчищает им путь,
помогает подняться на сцену.
Ведущий.
Да и кто ж к нам пожаловал? Сам Медведюшко-батюшко, гость рождественский! Сам пришел аль кто тебя силком привел? (Медведь согласно мотает головой, обращаясь к Цыгану). Знать, учен у тебя Медведушка? Все ли знает, все ли понимает? А покажи-ка нам, косолапенький, как мужик пьяный ходит?

Медведь показывает, пытается обнять женщин на сцене, пытается спуститься со сцены, все бегут от него.

Ведущий.
Озорник ты эдакий! А покажи-ка нам, как бабоньки по воду на реку ходят?

Медведь смешно раскачивается, как бы изображая женщину, черпает воду, идет, вальяжно повиливая бедрами.

Ведущий.
Охальник же ты, Мишенька! А с хозяином «Цыганочку» спляшешь?

Медведь ластится к Ведущему, как бы выпрашивая лакомство.

Ведущий.
Нет уж, попляши, а потом и угощайся! Да уж так попляшите, чтоб и народ, на вас глядючи, заплясал. Кто кого перепляшет?

Звучит «Цыганочка». Идет пляска на сцене, затем можно спуститься и к зрителям, здесь помогает Нечистая сила, метет под ногами метлами, как бы очищая площадку (она будет нужна для следующего действия). После «Цыганочки» на сцене Непоседушки запевают «Калинку-малинку», и пляска вновь продолжается. Все персонажи пляшут со зрителями в кругу, который они образовали. Нечистая сила пляшет с теми, кого она выловила, «подметая» площадь, задевая метлами.

Ведущий.
Ну, Мишка, порадовал, вишь как народ развеселился! (Мишка машет лапами, рычит, пытается что-то изобразить). Понимаю, понимаю тебя, косолапенький! Ты на борьбу еще вызываешь? (Медведь кивает головой). Да кто ж с тобой бороться станет? Пусть уж люди друг с другом сперва поборются, а потом, глядишь, и расхрабрятся! У меня вона парочки есть, с самого начала праздника нашего за рождественские подарки борются, да пока не повезло, молодые еще, неопытные. Уж и гадали, и наговаривали закликивали — ан, все не везет!

Медведь тащит ухваты.

Ведущий.
Молодец", Мишенька! В рождественские дни молодежь пласты снега ухватами или вилами со стогов снимала, да к порогу дома укладывала. Принесешь пласт цел да невредим — в доме весь год все здоровы будут. А уж ежели из этого снежка, да еще и чаек испить — век здоровым быть! Надо вам, дорогие мои, вот эти пласты подхватить, на ухватах донести в целости ну хотя бы вон до тех бадеечек (ведер, чугунков, кадушек), да
в целости, сохранности. Как уж вы их понесете: вдвоем ли, придерживая ли, так ли, эдак ли — лишь бы целенькими!

На сцене приготовлены заранее кубы крепкого настового снега, можно их заранее выпилить, сложить в картонные коробки и на время игры поставить на край сцены. Играющие пары подхватывают пласты снега ухватами (а это непросто) и несут до определенного места. Главное — донести! Зрители подбадривают молодых, кричат, шумят. Определяется пара-победитель! Ее угощают рождественским лакомством, равно как и остальных, но у тетушки Арины еще есть забавы, и она предлагает молодым парням задержаться ради главного рождественского подарка.

Ведущий.
В дни святочной и рождественской недель молодежи позволялось озоровать — не хулиганить, не драться, а шутить беззлобно. Даже частушка такая была:
Мы по улице идем,
Че-нибудь наделаем,
То поленницу раскатим,
То

Зрители выкрикивают свои варианты, смеются.

Ведущий.
Ох, и озорной народ! Да… То ворота разберем! Так вот они — поленья! По одному полену надобно взять и вон туда унести! (Показывает, где стоит Медведь, в 40
50 метрах от сцены). Кто быстрей да больше дров унесет? Но… по одному полену. А народ озоровать не позволяет, снежками в них кидает! Приготовили снежки? Побежали! Парни берут со сцены по одному полену дров и бегут на условленное место. Зрители кидают в них снежками, чтобы затруднить движение. Выигрывает тот, кто принесет за несколько ходок больше дров. Девушки на финише аккуратно складывают дрова в «клетку».
Ведущий.
Вот ведь какие упорные: никто никому не поддается! Но у нас еще одно испытание остается! А есть ли у каждого из вас товарищ надежный? Крепкий, сильный! Есть? Выходи на круг, коль настоящий друг!

Один игрок садится на плечи другому. Хорошо бы надеть на них большую длинную рубаху. Это будет более эффектно. Верхние седоки зажимают под мышкой один из концов гимнастической палки и, нажимая ею, пытаются сбросить противника с «коня». Нижние игроки — «кони» крепко удерживают партнера за ноги и пытаются сохранить равновесие. Это старинная русская забава для парней, мужчин. Но вот нашелся и победитель, который удержался на «коне»!

Ведущий.
По деревеньке катался
Воронко не бегает,
Сто разочков прокатился
Милка все обедает.
Что миленку не кататься
Лошадь вороная,
Сбруя вся под серебро,
сабля именная.

Конечно же, эти частушки с «подковыркой». Но персонажи с почетом ведут «всадников» на сцену, где под общее одобрение народа им (ему) вручается Главный рождественский приз-сюрприз. На сцену поднимаются все участники рождественского веселья: Нечистая сила, Коза с Козлятами, Цыган с Медведем, ряженые из народа, которым тоже вручают подарки и угощения, Непоседушки. У всех в руках бенгальские огни, подготовлены хлопушки, малые фейерверки (главное, безопасные). Запевают последнюю колядку.

Все участники.
Сею, вею, посеваем!
С Рождеством всех поздравляем!
С Рождеством, с богатым столом,
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богачеством!
А-а-а на-а-ам сла-а-а-вцам
(с убыстрением)
Пива — корзину!
Яиц — коробину!
Бочку — квасу!
Блюдо шанег! Крынку с маслом!
Малым деткам по конфетке!
Со Христовым Рождеством.

Зажигаются бенгальские огни, взрываются хлопушки, фейерверки. Все кланяются, звучит веселая музыка, участники под нее спускаются со сцены к зрителям и, приплясывая, уходят.

Ещё с сайта

  • Святая ночь

    Сценарий детского праздника, посвященного Рождеству Христову

    Действующие лица:
    1-й пастух.
    2-й пастух.
    3-й пастух.
    Ангел.
    Бабушка.
    Внук Анатолий.
    Внучка Аня.
    Внучка Лена.

    На сцене стоит нарядно украшенная рождественская елка. Рядом с ней стол, за столом бабушка с внуками, они пьют чай и беседуют. Играет негромкая музыка.

    Бабушка. Дорогие мои! Сегодняшний вечер особенный! Его называют Рождественским сочельником, или навечерием Рождества Христова.
    Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник, когда "ликуют ангелы на небесах и радуются люди".
    В 5508 году от сотворения мира от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос!
    Первыми из людей на земле об этом узнали пастухи, пасшие стада недалеко от города Вифлеема.
  • Покров Божией Матери

    Выступление детского хора монастыря.
    Тропарь праздника.

    Ведущий
    Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников.

    Ребенок чтец
    По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.
    На колени Она опустилась, перед образом Сына молилась.
    И над всеми, кто верить готов, распростерла святой Свой покров.
    Он из света небесного свит, невесом и прозрачен на вид,
    Он от скорбей и бед защитит.
    (Стихотворение читается на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь».)
  • Масленица

    Спортивный праздник
    Инвентарь: Кегли, обручи, ленты, канат.

    Скоморохи:
    Собирайся, народ!
    Весна красная идет!
    Надо зимушку спровадить,
    Дружно Масленицу сладить.
    Собирайся, народ!
    Неделя маслена идет!
    Собирайся, стар и млад,
    Выходите из палат.
    Наступает день второй,
    Весь наполненный игрой!
    День потех и угощенья,
    Смеха, песен и веселья!
    Подходи, торопись,
    Вместе с нами веселись!
  • Здравствуй, масленица

    Дети входят в зал под грамзапись русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов, свободно рассаживаются возле импровизированной «сцены». Выходят скоморохи (взрослые) Тюха и Матюха.
    Тюха.
    Здравствуйте, хозяева и хозяюшки,молодцы и молодушки!
    Матюха.
    Здравствуйте, гости и гостюшки!
    Тюха.
    Подходите ближе, подходите
    И глаза свои протрите.
    Матюха.
    Мы развеселые потешники,
    Известные скоморохи и насмешники.

  • Пасха

    Подготовка праздника.
    Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи.

    Оформление зала.
    Класс (зал) празднично украшается шарами, распустившимися веточками деревьев, весенними цветами.

    Звучит запись колокольного звона. Дети и приглашенные рассаживаются по местам.
  • Праздник Пасхи

    Первый чтец
    О Ты, пространством бесконечный,
    Живый в движеньи вещества,
    Теченьем времени превечный,
    Без лиц, в Трех Лицах Божества!
    Дух, всюду сущий и единый,
    Кому нет места и причины,
    Кого никто постичь не мог,
    Кто все Собою наполняет,
    Объемлет, зиждет, сохраняет,
    Кого мы называем – Бог!

  • Светлое Христово воскресение

    Подготовка.
    Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток.

    Оформление зала.
    Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
  • Дорога к храму

    Звучит хор воскресной школы

    Ведущий
    Замечателен игумен Псково-Печерской обители в истории Псковской земли, строитель Божиих храмов и душ человеческих.

    Демонстрирует слайды «Житие Корнилия». Музыкальный фон – церковные песнопения.

    Ведущий
    Имя преподобного Корнилия, игумена монастыря, строгого подвижника и просвещенного человека, в то время было широко известно на Руси. Многие люди приезжали к нему для умной беседы, для духовного поучения. Интерес его к родной старине, желание сохранить для потомков «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» – все это способствовало тому, что игумен Корнилий написал летопись Псково-Печерской обители. Господь так благословил его труды, что слава Божия перешла в века, а память о преподобном осталась в сердцах человеческих.
    Строителю Псково-Печерской обители, игумену Корнилию, претерпевшему лютую казнь от руки Ивана Грозного, посвящено проникновенное стихотворение насельника монастыря схиигумена Саввы. Послушайте, его прочитает ученица школы № ...

  • Рождественское путешествие

    Для учащихся 4—6-х классов

    Действующие лица:
    Ведущие – мальчик и девочка
    В путешествии принимают участие 30 детей, одетых в костюмы народов мира: Латинской Америки, Африки, Востока, Англии, России.

    Звучит музыка "Дети пяти континентов". Выходят ведущие — мальчик и девочка.

  • Колядки матушки-зимы

    По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей — хозяева, хозяйки, кошка, собака — уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках — солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами — символ коляды.

    Ведущая.
    Вот и матушка-зима пришла.
    Растворяй-ка ворота!
    Пришла и коляда, да из Новгорода.

    Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30