Мероприятие, посвященное победе наших войск под Москвой

интегрированное внеклассное мероприятие

Место проведения – школьный музей Боевой Славы.

Тема: Да будет светлой наша память.

Цель: разностороннее развитие личности ребенка, расширение его познавательного интереса, круга деятельности, воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомство с героической историей своего народа.
Ход урока.

I Вступление.
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его в нашем школьном музее – Музее Боевой Славы.
Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами побывали в этом учебном году.

* - В Центральном музее Вооруженных сил.
* - В Музее антифашистов в городе Красногорске.
* - На местах боев в Снегирях, где танки застыли в вечном бою

Что больше всего вам запомнилось?

II Повторение пройденного.

О чем мы говорили на прошлом уроке москвоведения? (О мемориале в Александровском саду).

Кому посвящен и зачем горит Вечный огонь у Кремлевской стены?

III Основная часть.

Кто мне скажет, сколько лет назад наши войска разгромили фашистов под Москвой. 65 лет нас отделяет от тех победных дней. Весь наш народ готовится к празднованию этой даты.

Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.

Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками.

К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…».

Ученик:
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Они сражались до последнего патрона. Вспомним нашу недавнюю экскурсию. О защитниках какой крепости нам рассказывал экскурсовод (Брестская крепость. Фрагмент плиты в музее «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина»).

Враг рвался к Москве и Ленинграду. 30-го августа 1941 года Ленинград оказался в кольце окружения – в блокаде. Гитлер приказывал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить».

За время блокады немцы обрушили на город более 250 тысяч бомб и снарядов. Вы смотрели фильм о блокаде Ленинграда. Что вам запомнилось о тех страшных днях в осажденном городе? (Страшная зима. Не было отопления. Водопровод не работал. Воду набирали из реки. 125 грамм хлеба на день. Люди умирали от голода. Таня Савичева. Дорога жизни через Ладожское озеро).

И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой.

20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. Так как фашистские самолеты регулярно бомбили город. Как потом подсчитали, из ста самолетов, рвавшихся к Москве, долетали только два или три. Это наши славные зенитчики сбивали их на подлете к городу.

7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.

(Демонстрация фрагмента документального фильма об обороне Москвы)

Десятки тысяч воинов Московской битвы были награждены орденами и медалями, свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Ради победы в битве под Москвой отдали свои жизни более двух миллионов человек.

Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков. Сегодня на земле Подмосковья находятся более двух миллионов памятников воинской славы, действуют несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев.

Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!

Музыкально-литературная композиция

Ученик:
Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов

Исполнение песни «Золотая звездочка Москвы»
Музыка Р. Бойко
Слова М. Пляцковского

Ученик:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз.
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась!
К. Симонов

Исполнение песни «Баллада о солдате»
Слова М. Матусовского, музыка – В. Соловьев-Седой

Ученик:
Уже вблизи его войска
Гремят броней стальною,
Уже видна ему Москва
С Кремлевскою стеною.
Уже слова: «Моя Москва»
По-русски враг заучивал
Александр Твардовский

Ученик:
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Игорь Иванов

Исполнение песни «У деревни Крюково»
Музыка М. Фраткина, слова С. Острового

Ученик:
И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
С. Смирнов

Ученик:
Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова — всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад — ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Владимир Карпенко

Ученик:
Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю Победы ощутив едва.
И умирали, зная — будем живы,
Была б жива священная Москва.
А. Ржавский

Ученик:
Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Николай Добронравов

Исполнение песни из кинофильма «Белорусский вокзал» «Здесь птицы не поют…»
Слова и музыка Б. Окуджавы

Ученик:
Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
Г. Акопян

Ученик:
И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов и бронзы
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.
С. Баренц

Исполнение песни «Москвичи» (В полях за Вислой сонной)

Музыка А. Эшпая, слова Е. Винокурова

Ученик:
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!

Ученик:
Стой, красуйся в зарницах
И в огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира — Москва!
Александр Твардовский

Ученик:
Дни бежали и недели,
Шел войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Ленинградская блокада,
Дни и ночи Сталинграда,
Дон и Курская дуга,
И уже назад – на шагу!
Все вперед, вперед к рейхстагу,
Чтобы там добить врага

Ученик:
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвою и Орлом.
Как сражались партизаны
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.

Все жители нашей Родины верили в победу. В некоторых семьях, как святыни, хранятся солдатские письма с фронта, в которых, несмотря на все трудности, солдаты писали о скорой победе.

Копия такого солдатского письма храниться в нашем школьном музее. Об этом письме и других экспонатах музея вам позже расскажут лекторы этого музея – старшеклассницы Катя Баранова и Наташа Копча, а также Анатолий Борисович, учитель истории, который вместе со своими учениками и создал этот музей.

Старшеклассники вместе с Анатолием Борисовичем ходили в походы по местам боев, участвовали в раскопках и собрали интересный материал. Наш музей, конечно, не такой большой и богатый, как тот, в котором мы побывали с вами недавно. Но каждый экспонат в нашем музее нам бесконечно дорог, потому что собирали мы все это все вместе.

Не было у солдат конвертов на фронте, они писали письма и сворачивали листочек треугольником. Вот и получалось солдатское письмо.

Представьте, что такое письмо в руках у Сережи:

Ученик.
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой.
Будем мы фашистов гнать!
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья. Твой отец.

Но не только в боях ковалась наша победа.

Ученик:
Да! Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью
В шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню кует.

Ученик:
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.

Второй фрагмент документального фильма «Все для фронта, все для победы».

Люди в тылу – женщины, старики и даже дети работали на военных заводах. Они сменили у станков своих мужей и отцов, которые ушли на фронт. Они делали снаряды, собирали танки, шили одежду для солдат. Тот мальчик, которого вы увидите в фильме, не многим старше вас. Ему пришлось бросить учебу, встать к станку и вытачивать снаряды.

Демонстрация фрагмента фильма.

Во время войны на фронте сражались и женщины. Они были снайперами, разведчицами, связистками, врачами и санитарками.

Ученик:
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу!
Рану твою я перевяжу!»
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих от смерти сестричка спасла!

С захваченных немцами территорий люди уходили в леса в партизаны. Среди них были и женщины, и молодежь, и дети.

Ученик. Сообщение о Зое Космодемьянской.

Молодежь тоже мужественно боролась с захватчиками. Ученицы десятого класса 201 московской школы в октябре 1941 года добровольно ушла в партизанский отряд. В деревне Петрищево она подожгла избы с фашистами и конюшни, но ее схватили гитлеровцы.

Ученик:
Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз
Были руки веревками скручены,
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоем шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.

Один из немецких офицеров, попавший в плен так написал в своих показаниях: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство… Она посинела от холода, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего». Утром 29 ноября Зою казнили.

Ученик: Сообщение о Марате Казее.

В партизанском движении участвовали и дети. Двенадцатилетний партизан Марат Казей был разведчиком. В мае 1944 года он, выполняя задание, натолкнулся на засаду врага, но не сдался, а гранатой подорвал себя вместе с фашистами.

Ученик: Сообщение о Лене Голикове.

Ученик:
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

Всего за время Великой Отечественной войны погибло более 20 миллионов советских граждан, в основном – мирных жителей, умерших от голода и болезней. Миллионы солдат и офицеров отдали свои жизни во имя великой победы. Каждый год 9-го мая с 1945 года во многих городах нашей страны проходят праздничные парады. Самый главный из них – на Красной площади. Мы чтим и помним память тех, кто сражался с врагом, работал для фронта в тылу, приближая долгожданную Победу.

IV. Задания «шифровальщикам».

Сейчас у меня для вас будет небольшое задание. Вы побываете в роли шифровальщиков. Вы должны будете вычислить и прочитать название памятника, на котором есть эти слова в память о людях, погибших в годы войны.
Да будет светлой наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя.

Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны. Вычисли и прочитай название памятника, на котором есть эти слова. Где находится этот памятник?

Исполнение гимна Москвы «Я по свету немало хаживал»
Музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского

V Экскурсия по школьному музею Боевой Славы, знакомство с экспонатами музея и его историей. Проводят экскурсоводы – старшеклассницы.

Ещё с сайта

  • Дню защитников Отечества посвящается


    литературно- музыкальный вечер


    Цели:


    1) познакомить учеников с поэзией времён ВОВ;
    2) заинтересовать их творчеством писателей военной поры;
    3) развивать монологическую речь учеников;
    4) развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения (стихов и прозы);
    5) развивать творческие способности детей;
    6) воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гражданские чувства;
    7) способствовать сплочению классного коллектива.



  • Это было давно...

    Перед началом дела звучат песни военных лет.
    Затемнение в зале, блики зеркального шара.
    Фонограмма колокола.

    Голоса за кадром:
    1-й : Что это? Ты слышишь?
    2-й : Это колокола. Колокола памяти...
    1-й : Памяти? А разве такие бывают?
    2-й : Бывают, смотри!

    Фонограмма : Альбинони "Адажио"
    (на сцену выходят женщины в чёрном со свечами, замирают в разных позах. Из темноты лучом высвечивается чтец).

  • Рио-Рита

    Литературно-музыкальная композиция о любви и войне

    Основой сценария являются письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до Победы.
    Участвуют 5 девушек и 5 юношей

    Танцевальная площадка. Звучит "Рио-Рита".

    Городок провинциальный, летняя жара,
    На площадке танцевальной - музыка с утра.
    Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
    На площадке танцевальной - сорок первый год.

  • Подвигу жить в веках!

    При хорошей, теплой погоде праздник можно провести на открытой спортивной площадке.

    В день праздника к назначенному времени в спортивный зал собираются почетные гости - участники Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, приглашенные офицеры и рядовые Вооруженных Сил. Им вручают поздравительные открытки и небольшие подарки, в том числе сделанные самими школьниками.

  • Носите ордена и в праздники, и в будни

    Вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

    Ведущий-1: Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.

    Ведущий-2: "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

  • День снятия блокады

    Литературно-музыкальная композиция

    Ведущий:
    Вам, героическим защитникам Ленинграда,
    Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
    Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
    Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых

    Xор: ПОСВЯЩАЕТСЯ!

    Мальчик и девочка кружатся в вальсе, внезапно музыка обрывается.

    Ведущий: Сегодня, ровно в 4 часа, без объявления войны...

    Хор исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».
    Девочки:
    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    Стали тихими наши дворы... (и далее)

  • Приглашаем ветеранов

    Вступительные слова произносит ведущий учитель или несколько чтецов, стоящих на сцене.

    Ученик 1. Мы рады приветствовать вас,
    Оставшихся жить, ветераны.
    В ваших сердцах огонь не угас,
    Еще не затянуты раны.

    Ученик 2. Прошли вы нелегким путем,
    Врага низвергая, как змея,
    Чтоб ясное солнце потом
    Вставало, нас лаской лелея.
  • День Победы

    Праздник для старших групп

    С самого утра, как только дети пришли в детский сад, они видят и слышат: сегодня праздник День Победы. Группа украшена, звучит музыка, песни военных лет, дети рассматривают выставки фотографии, книг, репродукций, альбомов, рисунков о войне, о праздновании Дня Победы.
    Зал украшен, на стене изображение - обелиск и вечный огонь. Звучит песня Тухманова «День Победы» . Дети заходят в зал и садятся на стулья.
  • День снятия блокады-2

    1-й чтец:
    Город Петра
    Гордость России и слава,
    Устоявший в не слыханном прежде бою,
    Третий орден тебе
    Приколола держава
    На защитного цвета гимнастерку твою.

    2-й чтец:
    В истории — не первая осада,
    Не первый голод, холод и пожарищ дым;
    О том, что пережили люди Ленинграда,
    Теперь все знают — было по плечу лишь им.

    3-й чтец: 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.

  • День Победы, как он был от нас далек...

    Звучит песня «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). На сцене перед занавесом появляются 6 участников композиции в солдатских пилотках. Музыка стихает.

    1-й: Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящаются эти слова.

    2-й: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

Советуем посетить

Подшивка

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30