Путешествие по Древней Руси. Вавила и скоморохи

Цель: Продолжать формировать умение пересказывать знакомый текст по вопросам героев былины. Развивать чувство юмора, воображение. Поощрять желание детей сочинять небылицы самостоятельно, объясняя в чём состоит неправдоподобность утверждения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материал: Ширма, куклы-перчатки: Вавила, Матушка, Девочка Катюха.

Ход: Звучит весёлая музыка. Дети рассаживаются перед театральной ширмой. Воспитатель уходит за ширму, надевает на руку куклу-перчатку — Вавилу. Спектакль начинается.

Вавила: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы продолжаете путешествовать по русским былинам. Я живу в одной из них. А кто я и откуда, расскажу, если вы выговорите чистоговорку:
Из-под Костромщины
Шли четыре мужчины.
Говорили про покупки,
Про крупу да про покрупки.

Дети повторяют.

Вавила: Молодцы! Вам откроюсь я! Зовут меня Вавила. Догадались из какой я былины?

Дети: Да, «Вавила и скоморохи».

Вавила: Тогда расскажите. А начнёт рассказ тот, на ком закончится моя считалка:
Я пойду, куплю дуду,
Я по улице пройду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы молчим
Ты говори!

Ребёнок начинает пересказ: У честной вдовы да у Ненилы было чадо любимое да Вавила. А поехал он на ниву пахать — родну Матушку кормить. И пришли к нему скоморохи и говорят: «Мы идём на Нищее царство, переиграть царя Гороха и всю его семью».

Вавила: Конечно, переиграть. А как переиграть? Переиграть можно по разному. Давайте сыграем в игру «Оркестр» и посмотрим кто кого переиграет.

(Дети играют в игру «Необычный оркестр». Ход игры смотри в «Предварительной работе «Вавила и скоморохи» п.9)

Вавила: Хорошо, шумно и весело, как на настоящей ярмарке. А что же случилось, когда скоморохи мне предложили в дудочку сыграть?

Дети: Заиграл Вавила во гудочек, заиграл гудочек, как звоночек. У Вавилы в руках были вожжи — превратились они в шёлковые струны.

Вавила: Молодцы, хорошо помните былину.

(Звучит музыка, появляется кукла-Матушка.)

Вавила (обращаясь к ней): Матушка! Зовут меня скоморохи в путь-дорогу скоморошничать.

Матушка: Хорошо, сынок, отправляйся. Но сначала за стол садитесь, а уж потом в путь-дорогу отправляйтесь.

Матушка: Поднесла я хлеба ржаные, а стали они

Дети: пшеничные.

Матушка: Поднесла варёную курицу

Дети: та взмахнула крыльями да полетела.

(Кукла-Матушка прячется за ширмой).

Вавила: Отпустила меня Матушка родная в дорогу и пошли мы скоморошничать. А кого же мы встретили на пути?

Дети: Встретили мужиков что строят избу. Скоморохи спросили: «Вам помочь?» Мужики их прогнали.

Вавила: Точно-точно, так всё и было. Заиграл я тогда в гусли. Какие чудеса стали происходить?

Дети:
Ехала деревня мимо мужика
Глядь, из-под собаки лают ворота.
Тпру-у, — сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в хату,
А мужик стоял.
Лошадь ела сало,
А мужик овёс.
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.

Вавила: И пошли мы дальше. А чудеса всё продолжались … Видим на горе пасётся корова, под горой у реки стоит телега, рядом сапоги, тут я как заиграю в гудок-звончатый.

Дети:
На горе стоит телега,
Слёзы падают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Вавила: Ох, и весело было! И пошли мы дальше.

(Появляется Катюха, несёт петуха).

Вавила (обращаясь к ней): Бог в помощь — продать петуха!

Катюха: Спасибо, люди добрые, за добрые слова.

Вавила (обращаясь к детям): Ну-ка, ребята, вспомните, какую новую смешилку я сочинил про девочку Катюху?

Дети:
Катя, Катя, Катюха,
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Катя: Ребята, а со мной поиграете в весёлые рифмы?

(Проводится игра «Рифмы».Девочка начинает предложение, дети заканчивают).

На кривые две ноги
Одеваем…сапоги.

Шла корова и мычала,
Шла собака и …рычала.

Ехал Ваня на коне,
А Маруся в это время отдыхала на …Луне.

Подарили Кате киску,
Киска любит есть …сосиски.

Долго рёвушка ревела,
Так, что платье…отсырело.

У кого длиннющий нос,
Тот и сам чуть-чуть …подрос.

(Катя уходит, машет на прощание рукой).

Вавила: И пошли скоморохи по дороге, и пришли в Нищее царство. Чем же заканчивается моя история?

Дети: Пришли скоморохи в царство. Переиграли царя и его семейство. И стал Вавила сам царствовать. И привёз свою Матушку. Стали они жить-поживать да добра наживать.

(Воспитатель выходит из-за ширмы).

Воспитатель: Понравилась вам страна-Небывальщина?

Дети: Да!

Воспитатель: Я уверена, что вы и сами сможете сочинить небылицы не хуже скоморохов.

Дети сочиняют небылицы. Например:

Из колодца можно набрать ведро яблочного сока (в колодце яблочного сока не бывает).

В самоваре варят щи (в самоваре кипятят воду).

Весной начинается листопад( листопад бывает только осенью).

В поле растут булки(в поле растут колосья пшеницы).

В завершение проводится музыкально-ритмическая игра «Русская плясовая».

Ещё с сайта

  • Щелкунчик

    для детей подготовительной группы

    Действующие лица: Сказочник; Дед Мороз; Королева Мышильда; Мари; Принц Кофе; Щелкунчик; Петрушки; Фея Драже.

    Зал празднично украшен. На центральной сцене декорации зала. В центре украшенная елка, двое встречают гостей у входа в зал. В углу зала расписные ворота. Звучит торжественная оратория, после вступления дети заходят в зал.

  • Осенние встречи

    Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной группы

    В зале детей встречает Осень. Под музыку дети входят в зал, останавливаются у своих мест.

    Осень:
    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть всех вас в этом зале!!!
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера

  • Наш первый в жизни выпускной

    ОФОРМЛЕНИЕ:
    КОРАБЛЬ "ДЕТСТВО"
    На стене (без окон) натянута тесьма в форме паруса, к которой прикреплены разноцветные морские флаги. От верхнего угла "паруса" начинается "мачта" с белым Андреевским флагом на шпиле. На полу справа от паруса стоит подставка со съемным штурвалом. Между двух деревянных стоек натянута веревка, на которой крепятся два плоскостных спасательных круга, вырезанных из картона. На каждом из них по окружности написано название корабля. Между спасательными кругами на одинаковом расстоянии друг от друга расположены семь флажков белого цвета с красными буквами, составляющими название корабля. Вдоль стены, на которой расположен парус, расставляются детские стулья для всех выпускников.
  • Чудесная карусель

    Зал украшен шарами, флажками, лентами, разворачиваются плакаты, на которых написано «Чудесная карусель». Звучит фонограмма песни «Карусель, карусель...». Выходит ведущая.

    Ведущая:
    Начинать пора нам представление. Здравствуйте, друзья!
    Нас игры ждут и приключения,
    Тянуть с началом нам нельзя!
    Я — хозяйка «Чудесной карусели», моя мечта -всех сделать веселыми, перезнакомить и сдружить. А теперь, как водится, давайте с вами знакомиться.

    Водят хоровод знакомства или играют с мячом в игру «Будем знакомы».

  • Проводы зимы

    Действующие лица:

    Взрослые: Зима, Баба Яга, Домовой, Весна, Масленица. 

    Дети: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик.

    Праздник начинается в группе. Входит Зима.

    Зима.
    Снег пушистый стелется,
    Улица бела.
    Я — Зима-метелица,
    В гости к вам пришла!
    Хорошо ли вам было зимой?
  • Масленица

    Скоморохи:

    1-й: Эге-гей! Собирайся, народ!
    Сегодня вас много интересного ждёт!

    2-й: Мы зовём к себе тех,
    Кто любит веселье и смех!

    1-й: Ждут вас игры, забавы и шутки!
    Скучать не дадут ни минутки!
  • Две осени

    Действующие лица:
    Взрослые: Осень ранняя; Осень поздняя; Урожай; Дождь.
    Дети: Капуста; Бурачок; Фасоль; Чеснок; Морковь; Лук; Тыква; Картошка; Помидор; Ворона; Дождевые капельки.

    Под лирическую музыку дети вбегают в зал — "осенний лес". Они свободно располагаются по залу, рассматривают вместе с ведущей убранство сказочного осеннего леса. Выходят две Осени: одна в венке, украшенном овощами, фруктами, грибами, колосьями; другая — в костюме из осенних листьев, капелек дождя (в серо-желтых тонах).

    1-я Осень. А вот и гости к нам пожаловали.
    2-я Осень. Милости просим в наше осеннее царство!
    Ведущий. Ребята, кто это? Вы угадали?
  • Колобок на новый лад

    СЦЕНА 1

    На ширме появляется бабушка - бегает, суетится.

    Бабушка: Что же делать, как же быть,
    Что же внучке подарить?
    Ведь у Машеньки моей
    Нынче день рождения.
    Подарю я Машеньке
    Баночку варенья.
    Ой, а может быть грибков?
    Иль соленых огурцов?

    Рассказ: Нет, бабушка. Я знаю, что подарить твоей внучке.

  • Цирк... Цирк? Цирк!

    Для проведения каждого из игровых конкурсов требуется особый реквизит. До начала циркового представления детям - участникам конкурсов раздают цветные жетоны, что помогает в нужный момент легко организовать команды. Все конкурсы сопровождаются ритмичной музыкой. Для каждого конкурса заранее готовят призы: книги, ручки, блокноты, карандаши, закладки и др.

    Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся... угадайте куда? Правильно, в цирк. Нас ждет необыкновенное представление! Почему необыкновенное? Потому что в обыкновенном цирке артисты - это артисты, зрите ли - это зрители. А в нашем цирке вы сами будете и зрителями и артистами.
  • Волшебница-осень

    Действующие лица (роли исполняют взрослые): Ведущий; Тучка; Солнышко; Осень; Мышка.

    Звучит веселая музыка, дети вместе с ведущим входят в зал.

    Ведущий.
    Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришел? Конечно, праздник осени!
    Листья солнцем наливались,
    Листья солнцем пропитались,
    Налились, отяжелели
    И по ветру полетели
    Зашуршали по кустам
    Видно их и тут, и там.
    Ветер золото кружит,
    Золотым дождем шумит!
    Вот и к нам сюда ветерок листочки принес! Ой, как их много (показывает на листья, разбросанные по залу), посмотрите!

Советуем посетить

Подшивка

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31